“Центр Ясюковой. Диагностика и развитие способностей” (812) 930-54-12 (812) 993-40-43

Две модели психологической помощи детям с нарушениями в созревании мозга

Ясюкова Л. А.

Наличие двух противоположных подходов к коррекции развития и оказания помощи в обучении детям, имеющим отклонения и нарушения в созревании мозга, связано с теоретическими различиями в понимании законов развития высших психических функций (ВПФ). Общепринятая сегодня технология коррекционной помощи строится исходя из линейной модели развития, в рамках которой онтогенез представляется как континуум последовательно развертывающихся психических функций, где возможность формирования более сложных высших образований зависит от полноценности, зрелости базовых структур. Следовательно, восстановительные мероприятия в первую очередь направляются на дефектные психомоторные и сенсорно-перцептивные процессы, так как считается, что они абсолютно необходимы для развития ВПФ.

Восстановление базовых функций представляет собой трудоёмкий, длительный процесс с невысокой вероятностью достижения положительного результата. Из литературных данных следует, что в 45-75% случаях выправить первичный дефект не удаётся, несмотря на проводящуюся в течение 3-5 лет лечебно-развивающую работу. Если органические и функциональные нарушения не поддаются исправлению, то полноценное формирование высших функций считается невозможным, а интеллектуальная дефективность детей - неизбежной, и их обучение проводится по скорректированным программам. Но даже при относительной успешности компенсации длительность коррекционной работы приводит к тому, что дети безнадёжно отстают в учёбе и развитии от своих сверстников, не могут получить полноценного образования.

Альтернативный подход психологической помощи детям, имеющим анатомо-физиологические дефекты в созревании мозга, разработан Л.С.Выготским. С позиций культурно-исторической теории формирование ВПФ определяется социальными влияниями, т.е. обучением и воспитанием, а не естественными законами созревания и саморазвития. Развитие ВПФ детерминировано не «снизу», нейрофизиологически, а «сверху», методами обучения и воспитания, которые общество выработало и использует в целях социализации.

Л.С.Выготский резко критиковал лечебно-коррекционный подход с программами воспитания двигательной и сенсорной культуры. Он подчеркивал, что результаты сенсомоторной тренировки бедны, и такая педагогика искусственно ограничивает отсталого ребёнка в развитии. Напротив, когда затруднено или невозможно дальнейшее органическое развитие, безгранично открыт путь культурному развитию. Компенсация психофизиологических дефектов оказывается возможной в процессе освоения научных знаний и развития понятийного мышления.

Л.С.Выготский приводит известные примеры, что слепой от рождения Соундерсон составил известный учебник геометрии, слепой Щербина объяснял оптику при прохождении в гимназии курса физики своим зрячим товарищам. Если бы путь образования понятий лежал через сенсорику, зависел бы от развития базовых психических функций, то слепой в области зрительных представлений не мог бы образовать понятие, адекватное тому, каким пользуется зрячий. Примеры обучения чтению и письму слепых, глухонемых, а также слепоглухонемых детей и их дальнейшей социализации показывают относительную независимость высших форм психики от физиологического аппарата.

Впечатляющих практических результатов в работе с детьми, имеющими от рождения значительные травмы головного мозга, добивается американский врач-нейрофизиолог Г.Доман. Им разработаны программы обучения чтению, математике, основам наук для развития интеллекта и компенсаторного повышения активности сохранных структур мозга детей, которые до 3-5 лет не говорят и не двигаются. Г.Доман в работе с больными детьми основные усилия направляет на развитие ВПФ, учитывая отсутствие их привязанности к определённому физиологическому субстрату и особую важность для успешной социализации.

Наша практика также показывает, что ребёнка с функциональными нарушениями в развитии мозга гораздо легче и быстрее можно научить читать и считать, нежели восстановить нейродинамическую базу. Мы используем методики с элементами приёмов В.В.Давыдова, Г.Домана, Н.А.Зайцева, В.В.Репкина, частично изменяющие процесс обучения, позволяющие успешно осваивать школьную программу, несмотря на дефекты здоровья и психофизиологического развития.

Ребёнок, своевременно научившийся читать и считать, продолжает учёбу в школе, хотя дефекты нейрорегуляторного и психомоторного развития ещё какое-то время могут осложнять его деятельность. Их минимизация будет происходить по мере лечения. На это уходят годы, иногда так и не удаётся восстановить здоровье, и нарушения моторной координации, а также выявляемые ЭЭГ мозговые дисфункции остаются на всю жизнь. Но, несмотря на это, дети оканчивают лингвистические гимназии и математические школы, получают высшее образование, добиваются успехов в профессиональной деятельности в области программирования, экономики, юриспруденции, психологического консультирования, преподавания иностранных языков.


Источник: Ананьевские чтения - 2005. Мат. научно-практической конференции. СПб., 2005.

Наш адрес:
Санкт-Петербург,
ул. Конная, д.5/3
Время работы:
понедельник - пятница:
с 10-00 до 20-00,
суббота: с 10-00 до 17-00,
воскресенье – выходной
Ваши отзывы
Наши партнеры
Медицинский центр “ОЛМЕД”. Санкт-Петербург Институт практической психологии «Иматон»

© “Центр Ясюковой. Диагностика и развитие способностей”

"Хорошо учиться в школе может каждый!" 

Цены на сайте приведены как справочная информация и не являются публичной офертой.
Создано в дизайн-студии “СириусВеб”
Мониторинг доступности сайта Проверено на вирусы